В этой подборке представлены некоторые из наиболее удивительных, разочаровывающих и откровенно странных сходов, когда-либо зафиксированных в Ф1.

Недостаток мотивации

Дэмон Хилл, Гран-При Японии 1999, Сузука

Дэмон Хилл закончил карьеру пилота Ф1 самым позорным образом на последней гонке сезона 1999 года в Японии. На 22-м круге он шёл 17-м, затем при развороте повредил переднее антикрыло и отправился в боксы. Однако вместо того чтобы дождаться замены носового обтекателя, он вылез из машины, которая не имела других повреждений, уныло заявив, что «нет смысла продолжать».

Босс команды Эдди Джордан с ним не согласился, и этот инцидент разжёг вражду между ними. Эта вражда длилась долгие годы.

Степень разочарования Хилла в Ф1 была очевидной. В 1999 году Хилл был тенью того пилота, который когда-то сражался с такими как Прост или Шумахер, и пока его напарник Хайнц-Харальд Френтцен боролся за титул, Хилл скромно прогрессировал в глубине пелотона.

То, что осталось от его слабой мотивации, на Сузуке исчезло полностью. Это был несчастливый конец яркой карьеры Ф1.

Сесть на мель на въезде на пит-лейн

Льюис Хэмильтон, Гран-При Китая 2007, Шанхай

Риск McLaren с пит-стопом не оправдался для Хэмильтона на Гран-При Китая 2007

Первый сход Льюиса Хэмильтона произошёл при наиболее разочаровывающих и шокирующих обстоятельствах, которые только можно представить.

На Гран-При Китая 2007 команда отложила смену комплектов резины с дождевого на сухой. Льюис Хэмильтон продолжал гонку на изношенных покрышках, и на въезде на пит-лейн его McLaren проявил недостаточную поворачиваемость и лёг на днище в небольшой гравийной ловушке. Льюису можно простить жалобы на отсутствие удачи: это была единственная гравийная ловушка на трассе, окружённой заасфальтированными зонами вылетов.

После тщетных попыток сначала выехать из гравийной ловушки, а затем воспользоваться помощью маршалов, Хэмильтон признал поражение и совершил короткую прогулку в боксы McLaren. Немногое, что он тогда знал, что очки, которые он оставил в Шанхайских булыжниках, в конечном счёте будут стоить ему чемпионского титула.

Авария на выезде с пит-лейн

Льюис Хэмильтон и Кими Райкконен, Гран-При Канады 2008, Монреаль

Восемь месяцев спустя демоны Хэмильтона отправились на канадский пит-лейн, чтобы снова проведать Льюиса. Раннее появление на канадской трассе машины безопасности способствовало пит-стопам большинства гонщиков, и после лидирования с преимуществом в семь секунд Хэмильтон, направившись к выезду с пит-лейн, вдруг увидел перед собой коробки передач Кими Райкконена и Роберта Кубицы.

Оглядываясь на прошлое, ему было бы лучше увидеть красный свет, который горел на выезде с пит-лейн. Но он не сделал этого, внезапно въехав в Ferrari Райкконена, выбив из гонки и его, и себя. Потерянная победа и примерно шесть очков, которые он не набрал из-за штрафа в десять позиций на старте следующей гонки во Франции, почти стоили ему титула второй сезон подряд.

Заглушить двигатель, приветствуя болельщиков

Найджел Мэнселл, Гран-При Канады 1991, Монреаль

Найджел Мэнселл лидировал в Гран-При Канады 1991 и сошёл менее чем за полкруга до конца гонки — в этом нет сомнений. Менее очевидным является то, что именно заставило его машину остановиться всего за несколько сотен метров до финишного флага, отдав победу его сопернику Нельсону Пике.

Мэнселл и команда заявили, что коробка передач на Williams сломалась на выходе из шпильки на последнем круге, став причиной остановки. Мэнселл отказался признать, что он начал преждевременно приветствовать канадских болельщиков лишь за некоторое время до остановки его машины. Циники предполагали, что он, по сути, слишком резко уронил обороты двигателя Renault, и двигатель заглох.

Мэнселл отверг критику, назвав циников «идиотами», и осудил прессу за распускание слухов. Допустил тогда Мэнселл ошибку или нет — вам решать.

Проезд по люку дренажной системы

Хуан-Пабло Монтойя, Гран-При Китая 2005, Шанхай

Сдвинутая решётка дренажной системы стала причиной схода Хуана-Пабло Монтойи с Гран-При Китая 2005. Выйдя чуть шире из десятого поворота, Монтойя проехал по торчавшей металлической решётке, повредив правое переднее колесо задолго до замены. На несколько кругов выпустили машину безопасности, чтобы маршалы попробовали заварить решётку закрытой. Этот инцидент передал Кубок Конструкторов того года команде Renault.

Тревожно, что это был не единственный раз, когда крышка дренажной системы стала причиной инцидента в Шанхае. Всего четыре месяца спустя пилот V8 Supercar австралиец Марк Уинтерботтом вышел возле не закреплённой должным образом дренажной решётки, которая пробила его машину и могла серьёзно повредить его самого. К счастью, больше подобных инцидентов не происходило.

Обжариваемый кокпитом

Марк Уэббер, Гран-При Японии 2004, Сузука

«От меня пахнет жареной колбаской? :)»

Марк Уэббер известен своей способностью бороться со сложными условиями в кокпите — вспомните его гонку на Фудзи в 2007, где он боролся несмотря на тошноту (в источнике — «на блевню в шлеме»). Однако на Гран-При Японии 2004 года на Сузуке Уэббер всё же капитулировал перед неприятностью, в том случае это был перегрев кокпита.

Температура ложемента пилота внутри Jaguar выросла в течение гонки до такой отметки, на которой Уэббер действительно начал поджариваться. Хотя его механики пробовали остудить его, вылив ведро воды на ложемент во время пит-стопа, нагрев вскоре возобновился. Затем австралиец понял, что больше он не выдержит. Тем не менее, эта гонка была героическим поступком, который служит типичным примером отношения Марка Уэббера к делу. Хотя, вероятно, его задняя часть больше не будет прежней ;)

Защемлённые нервы

Джастин Уилсон, Гран-При Малайзии 2003, Сепанг

Устройство HANS, которое помогает защищать пилотов от травм шеи в результате серьёзных инцидентов, изначально не было встречено с одобрением. Для этого нужно было устранить одну серьёзную причину, определённую Джастином Уилсоном.

Участвуя в своей всего лишь второй гонке, Уилсон сошёл после 41 круга после полной потери чувствительности рук.

В конечном счёте виновником объявили плохо настроенную систему HANS, которая была подогнана с чрезмерным усилием на плечи, вызвавшем защемление нервов. Учитывая, что гонка в Малайзии является самым серьёзным физическим испытанием на все времена, Уилсон просто молодец, что провёл аж 41 круг.

Авария на въезде на пит-лейн

Дэвид Култхард, Гран-При Австралии 1995, Аделаида

Инцидент Дэвида Култхарда на Гран-При Австралии 1995 был не самым шокирующим, но одним из таковых. В своей финальной гонке за Williams Дэвид лидировал с комфортным отрывом и готовился к первому пит-стопу. Недостаточное замедление для сложного въезда на пит-лейн и недостаточная поворачиваемость на грязном полотне привели его в стену.

После гонки Дэвид отчаянно пытался свалить вину за инцидент на двигатель Renault, который, по его словам, «привёз его в стену», внезапно ускорив его Williams. Но, несмотря на все его опровержения, практическим итогом стало то, что ДиСи потерял комфортную победу из-за дилетантской ошибки.

Тем не менее, он не был единственным пилотом, ошибавшемся на скользком полотне. Джонни Херберт промахнулся с заездом на пит-лейн и сделал ещё круг, а Роберто Морено разбил заднюю часть своего Forti о стену пит-лейн не так далеко от того места, где это сделал Култхард.

Авария по требованию

Нельсиньо Пике, Гран-При Сингапура 2008

Способность Пике разбить машину никогда не ставилась под сомнение

Изначально инцидент Нельсиньо Пике на первом Гран-при Сингапура казался вполне невинным. Он представлялся не более чем очередной ошибкой посредственного пилота, который приближался к уходу из Ф1. Слухи о том, что эта авария является частью более крупного гоночного скандала, понемногу угасли, и о том инциденте вскоре забыли.

Лишь в июле минувшего года появилась шокирующая правда. Стало известно, что главные люди команды Renault приказали пилоту разбить машину, чтобы дать возможность его напарнику Фернандо Алонсо выиграть ту гонку. Пике не подвергал сомнению тот приказ (вне сомнений, на него повлияло обещание продлить с ним контракт на следующий год) и ударил машину задней частью в семнадцатом повороте лишь за несколько метров до заполненной трибуны.

Никогда ранее в шестидесятилетней истории Ф1 не было пилота, способного поставить под угрозу свою жизнь и жизни зрителей и маршалов, серьёзно разбив машину. То, что три известных заговорщика — Нельсиньо Пике, Флавио Бриаторе и Пэт Симондс — сейчас не имеют дел с Ф1, говорит о том, что спорт больше не готов терпеть подобных действий. Тем не менее, невозможность FIA успешно наказать трио, связанная предположением о том, что и другие знали об этом плане (включая и действующего пилота Ferrari), означает, что повторение подобных схем в будущем не является чем-то невообразимым.

Гаечный ключ под педалью тормоза

Джонни Херберт, Гран-При Италии 1998, Монца

В 1998 году на Гран-При Италии Джонни Херберт испытал то, чего сейчас так боятся владельцы Тойот по всему миру. Педаль тормоза его Sauber заклинила в тот момент, когда он входил в высокоскоростной поворот Лесмо, и вызвала вылет в гравий.

Миллионам зрителей по всему миру этот вылет показался лишь следствием ошибки пилота, но несчастного Херберта было не в чем винить. Невероятным образом механик забыл гаечный ключ в кокпите до Гран-При, этот ключ проделал длинный путь в кокпите и застрял под педалью тормоза. Эта история ожидаемо не развеселила Херберта, он назвал ответственных механиков глупыми и, удивительно то, что он покинул команду лишь несколько гонок спустя.

Бонусом — грубые ошибки

Было сложно не включить эти в десятку, но пусть будут

Топливо закончилось!

Жан Алези, Гран-При Австралии 1997, Мельбурн

Жан Алези не является единственным пилотом, у которого закончилось топливо в гонке, но его игнорирование указаний команды остановиться для дозаправки является беспрецедентным. В течение нескольких кругов команда Benetton тщетно пыталась напомнить французу, что ему нужно вернуться в боксы для дозаправки, но он не смотрел на информационные указатели с капитанского мостика и игнорировал все сообщения по радио.

Алези неминуемо остановился с пустым баком на 35 круге, заставив комментатора ITV Мюррэя Уокера сказать о том, что механики команды Benetton будут «АБ-СО-ЛЮТ-НО в ярости!»

Для всех — машина безопасности, а для Михаэля Шумахера — горе

Михажль Шумахер, Гран-При Монако 2004, Гран-При Китая 2005

Что там с Шанхаем и сходами пилотов? Гран-При Китая 2005 завершил, возможно, худший сезон в карьере Михаэля Шумахера. На 23 круге Шумахер потерял контроль над машиной в шестом повороте, вылетел в гравий и закончил борьбу. Сам разворот не добавлял чести семикратному чемпиону мира; факт того, что это произошло в тот момент, когда на трассе находилась машина безопасности, сделало это ещё более странным.

Это был не его день. Менее чем за два часа до вылета, направляясь на стартовую решётку, немец невнимательно сместился на траекторию более быстрого Minardi Кристиана Альберса, вызвав масштабную аварию [в медицине есть хороший термин «клинч» ;)], которая заставила обоих стартовать с пит-лейн.

Посредственный финиш Шумахера лишь на 12 месте в гонке 2004 года был едва ли не более впечатляющим, заставив многих наблюдателей предположить, что на этой трассе Шумахера поджидает китайский барабашка. Но Шумахер опроверг слухи в 2006, одержав на тот момент последнюю победу в карьере.

Китайский инцидент не был его единственной бедой за машиной безопасности, в 2004 году в Монако он выехал из туннеля в стену — не без помощи Хуана-Пабло Монтойи, следует отметить.

Взрыв огнетушителя

Оливье Панис, Гран-При Великобритании 2004, Сильверстоун

Надежды Toyota на успех в Гран-При Великобритании 2004 были буквально подмочены, когда на машине Оливье Паниса необъяснимо и внезапно сработал огнетушитель, наполнив кокпит пеной и ослепив пилота.

К счастью, Панис смог остановить машину в гравии без контакта с барьером или другой машиной, но его последняя гонка на Сильверстоуне была закончена.

По материалам: formula-news.ru

Оставить комментарий

Статистика